29 мая для посетителей социально-досугового отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района (Литейный пр., д. 11) состоялась пешеходная экскурсия «Утро модерна в Петербурге», которую разработала и провела специалист Надежда Коблова.
В ходе экскурсии мы постарались выявить самые характерные черты стиля модерн в архитектуре Петербурга начала 20 века и научиться их определять в каждом из типов зданий, с которыми познакомились. Самая основная отличительная черта строений новой волны это асимметрия и динамика как фундаментальные принципы композиции. Мы это заметили, рассматривая планы особняка балерины Матильды Кшесинской и находящегося рядом дома потомственного почетного гражданина В. Э. Бранта. Также мы отметили нестандартный подход к структуре фасадов — здания словно «вырастают» из земли, тяготеют к вертикальным членениям и акцентированию входных групп. Это особенно ярко выражено в таком необычном для Петербурга сооружении как соборная мечеть, где основное тело здания выполнено в стилистике северного модерна из необработанного серого гранита, а портал отделан яркой поливной керамикой и майоликой, повторяющей образцы Шах-и-Зинды и Гур-Эмира в Самарканде.
Перейдя к дому архитектора Федора Лидваля, мы обратили внимание не активное использование эркеров, балконов и лоджий сложной конфигурации, которые создают игру света и тени на фасадах. Этому комплексу зданий также присуще богатое орнаментальное и скульптурное оформление, интегрированное в архитектуру. Растительный декор, стилизованные цветы, насекомые, женские фигуры придают домам яркую индивидуальность. Основной акцент архитекторы делают на входных группах, лестницах, оконных проёмах. Они разнообразны по форме потому, что отражают принцип проектирования «изнутри – наружу», когда окна появляются на фасаде по мере того, как они отражают внутреннюю структуру здания, а не в силу симметрии.
Зданиям стиля модерн присуще единство внешнего и внутреннего пространства — интерьеры проектировались как целостные произведения искусства, где каждая деталь — от дверных ручек до светильников — являлась частью общего замысла. Это можно отметить в каждом сооружении, особенно рассматривая такие детали как светильники и оконные рамы.
Модерн активно использовал инновационные для своего времени материалы: железобетон, стекло, металл. Это позволяло создавать сложные конструктивные решения и необычные декоративные элементы. Портлендский цемент дал возможность выполнять самые разнообразные скульптуры и рельефы. Архитекторы модерна предпочитали оформлять фасады своих зданий прочными и устойчивыми к природным условиям материалами, такими как керамика и отделка фасадов штукатуркой внабрызг, которая получила название «шубы». Широко использовался природный горшечный камень и гранит разных оттенков.
Также архитекторы внедрили металлические каркасные конструкции, которые позволяли создавать обширные остеклённые поверхности и сложные криволинейные формы. Это особенно важно при строительстве таких объектов как больницы и народные дома. Здесь внедрялись самые современные строительные и отделочные материалы и технологии. В этом мы убедились на примере здания бывшего Ортопедического института.
Участники экскурсии увлеченно анализировали каждый новый объект, будь то частный доходный дом Барсовой на Кронверкском проспекте или здание нового типа собственности – кооператива, как Дом пяти инженеров, или Народный дом Николая II, в основе которого павильон искусств Нижегородской ярмарки, выполненный из металлоконструкций и стекла, разобранный и перевезенный в Петербурге. Все с удовольствием почувствовали себя немного историками архитектуры и краеведами.
Автор специалист Н.В. Коблова
#КЦСОН #Центральный_район #социальное_обслуживание #Санкт_Петербург
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: