Рекламный баннер 990x90px ban1
79.17
90.4

Лекция «Родной язык»

Лекция «Родной язык»

06 июня для посетителей социально-досугового отделения граждан пожилого возраста №2 Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района была проведена лекция «Родной язык» посвященная дню русского языка, с участием волонтера Ершовой Натальи Никаноровны. Организовала мероприятие культорганизатор Шадская Анна Валерьевна социально-досугового отделения граждан пожилого возраста №2.
Пушкин — наше всё, солнце русской поэзии и символ русской культуры, создатель современного русского литературного языка… Но в чем именно состояла его роль? Что он изменил в языке, что привнес нового, а что отверг, как повлиял на литературные вкусы и языковые нормы, что думал о заимствованиях и просторечии? Об этом в поэтической форме нам поведала Наталья Никаноровна.
В начале XIX века в Петербурге происходили странные вещи. Взрослые, серьезные люди (офицеры! чиновники!) собирались по вечерам и ругались… из-за слов. Не из-за общественных порядков или решений министров — из-за того, следует ли употреблять заимствования вроде букет, бриллиант, аппетитно, или подобрать им «родные» замены — пучок, сверкалец, алчно.

Пушкин видел русский язык по-своему: он уважал его корни, но был готов к смелым экспериментам. Первым делом он отбросил строгую языковую иерархию, которая закрепляла за каждым словом принадлежность к определенному стилю: «очи» — высокое, поэтическое, «глаза» — обыденное, прозаическое. Смешивать в одном тексте разные стили считалось дурным тоном.

Пушкин слушал, как торгуются на рынке, как молятся в церкви, как говорит его крепостная няня Арина Родионовна. И вдохновился этим.

Пушкин называл себя скептиком в литературе, поясняя: «все ее секты для меня равны, представляя каждая свою выгодную и невыгодную сторону».

Он считал, что «обряды и формы» не должны «порабощать литературную совесть». С одной стороны, он не видел ничего стыдного в том, чтобы угождать вкусам образованной публики (привыкшей к изящному слогу французского языка). С другой, хотел оставить русскому языку «некоторую библейскую похабность» (как он сам выразился).

Пушкин не являлся отвлеченным реформатором и теоретиком литературы. Он во многом руководствовался художественным чутьем. Например, считал, что грубость и простота больше подходят русскому языку, чем «европейское жеманство и французская утонченность». Но эта мысль не сводилась к тому, чтобы просто использовать больше просторечных выражений — иначе Пушкин не стал бы Пушкиным. В одном из писем он между делом сформулировал, вероятно, свой главный художественный принцип: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, а в чувстве соразмерности и сообразности».

Слова для него не делились на правильные и неправильные по происхождению. Они становились правильными или неправильными в зависимости от контекста, от художественной задачи, от чувства меры. Он активно использовал так называемые присоединительные конструкции.

Другим смелым решением стало внедрение в поэтическую, а затем и прозаическую речь синтаксических конструкций живого разговорного языка. Пушкин сознательно уменьшал длину предложений, делал их проще и лаконичнее, часто сводя к главным членам, что придавало повествованию стремительность и естественность.

Не споря открыто с собратьями по перу, не выдвигая программ, Пушкин надолго определил характер русской литературной речи. Сегодня мы уже не помним, за что современники критиковали Пушкина, что им тогда резало слух, казалось неуместным и неудачным. Он стер границы, отбросил лишнее, использовал все лучшее и создал гармонию того языка, который подходит всем.
Присутствующие поблагодарили Наталью Никаноровну за интересную лекцию и выразили желание встретиться вновь.
#КЦСОН #Центральный_район #социальное_обслуживание #Санкт_Петербург
3

Оставить сообщение:

Поделитесь новостями с жителями города
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Полезные ресурсы