04 февраля для посетителей социально-досугового отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района (Литейный пр., д. 11) состоялась очередная лекция из цикла «Города-музеи», на этот раз она была посвящена Ватикану. Лекцию подготовила и провела специалист Надежда Коблова.
Лекции из цикла «Города-музеи» являются одним из компонентов большого проекта по социальному туризму в формате «виртуальный туризм». Ведущая программы рассказывает о разных городах мира, которые включены в перечень Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Памятники, с которыми мы знакомимся в ходе этих встреч, принадлежат к разным культурам и эпохам. Знакомство с ними помогает сформировать представление о том, как активно с глубокой древности идет процесс культурного обмена между народами. Как те или иные культуры оказывают воздействие на развитие народов, которые, подчас, проживают на другом конце земли.
Лекция об истории крошечного государства Ватикан, занимающего всего лишь 2,5 квадратных километра территории, охватывает историю нашей цивилизации приблизительно с 3 века до н.э., а может быть и более, если говорить не только о самом Ватикане, но и коллекциях его двадцати шести музеев. Поэтому мы остановились только на самых знаковых произведениях, так или иначе нам знакомых. Все знают великолепную скульптуру Аполлона Бельведерского – именно она стала первым произведением скульптуры в коллекции Ватикана. Рядом с ней находится и скульптурная группа Лаокоон с сыновьями, знакомая нам по римской копии из Эрмитажа. Полная ужаса и напряжения сцена предсмертной агонии жреца из Трои и его юных сыновей никого не оставляет равнодушным.
С интересом рассматривая слайды, наши виртуальные туристы прошли по коридору географических карт и гобеленов, заглянули в восьмиугольный дворик, наполненный древней классической скульптурой, познакомились с коллекцией зала животных, побывали в апартаментах пап из семьи Борджиа, в которых сегодня размещены произведения современного христианского искусства. И вот мы уже в Станца делла Синьятура, расписанных Рафаэлем. Его «Афинская школа» рассказывает внимательному зрителю не только о философских учениях древности, но и о том, как выглядели коллеги и современники великого художника Леонардо да Винчи, Микеланджело и Браманте. И себя самого Рафаэль запечатлел на этой замечательной фреске.
Длинные коридоры и галереи привели нас к Сикстинской капелле. Попадая в это сакральное пространство, человек забывает, что он находится в плотной толпе других людей, шум постепенно стихает, душа устремляется ввысь, мы считываем послание, которое оставил нам художник. Но вот взгляд переходит к сцене Страшного суда, и на смену умиротворению и покою приходит ощущение напряжения и страха. В центре фрески художник помещает мощную фигуру Христа, он управляет вихрем, захватившим человечество и разделяющим его на праведников и грешников. И только фигура «Осужденного» замерла в ожидании своей судьбы. Микеланджело долго не соглашался выполнять эту роспись, и далась она ему чрезвычайно тяжело. Он об этом пишет в своих воспоминаниях.
После знакомства с Сикстинской капеллой мы попадаем в собор святого Петра – и это завершающий аккорд колоссальных художественных впечатлений, которые дарит нам знакомство с Ватиканом.
Если Вы стали свидетелем аварии, пожара, необычного погодного явления, провала дороги или прорыва теплотрассы, сообщите об этом в ленте народных новостей. Загружайте фотографии через специальную форму.
Оставить сообщение: